Крещенский сочельник




Крещение Господне традиционно совершается 19 января (6 января по старому стилю).

До V века было принято вспоминать рождение и крещение Сына Божия 6 января. Праздник назывался Богоявлением, что говорило о воплощении Христа в мир.

В Крещенский сочельник предписан строгий пост, так же, как и в Рождественский сочельник. В этот день полагается есть только сочиво (отсюда и происходит название) – вареную пшеницу или рис с медом и изюмом, а также хлеб, овощи, чай и компот. Каждый сам определяет для себя меру поста, главное – избегать излишеств.

В день Крещенского сочельника и в сам день Богоявления совершается Великое освящение воды – Агиасма (в переводе с греческого – «святыня»). Сама крещенская вода называется Великой Агиасмой. Она обладает удивительными свойствами – в первую очередь духовными, укрепляющими и просветляющими человека. Крещенская вода принимается верующими только натощак, по чуть-чуть, обычно вместе с кусочком просфоры. С ее помощью окропляют жилища и иконы, домашних животных, хозяйственные и подсобные принадлежности. Крещенская вода не портится с течением времени, и ее бережно хранят в святом углу, рядом с иконами. Особенным свойством святой воды является то, что, добавленная даже в небольшом количестве к воде обычной, она сообщает благодатные свойства и ей, поэтому в случае нехватки святой воды ее можно разбавить простой.

Как отмечают этот праздник в соответствии с традициями в народе?

Одни сегодня будут смотреть на воду. В старину на стол ставили чашу с водой, приговаривая: «Ночью вода сама колыхнется». Если в полночь вода в чаше действительно колыхалась, бежали смотреть «разверстые небеса»: считалось, что сбудется все, «о чем открытому небу помолишься».

Другие искупаются в проруби: ведь на Руси издавна считается, что купание на Крещение способствует исцелению от недугов и избавлению от грехов.

Наиболее предприимчивые граждане пойдут колядовать. Во многих местах на Руси принято было в «крещенский вечерок» ходить по домам с колядками.

Любопытные барышни (впрочем, не они одни) будут гадать. Хотя стоит помнить, что гадания в сочельник – как на Рождество, так и на Крещение – всегда признавались православной церковью языческими. Это – последний срок присутствия на земле нечистых духов и время активности потусторонних сил вообще.

В сочельник люди также снимали святочные украшения, выносили из дома накопившийся святочный мусор и пепел из очага. Обрядовый хлеб, лежавший в «красном углу», пока шли святки, скармливали скоту и домашней птице.

Несмотря на обилие всевозможных обрядов и традиций, корнями уходящих в языческое прошлое, наш народ всегда считал более важной религиозную сторону праздника. Поэтому большую часть сочельника все же старались провести в храме – на красивых, духовно очищающих и... мокрых, а потому по-своему веселых службах кануна Крещения.

Справка: Слово «навечерие» означает преддверие церковного торжества, а второе название – сочельник (или сочевник) – связано с традицией в этот день варить особый взвар с медом и изюмом – сочиво. Варили сочиво (или кутью) из пшеницы, гороха, риса, обдирного ячменя, заправляли медом, маковым, конопляным, подсолнечным или другим постным маслом. Зерно было символом воскресающей жизни, а мед или сладкая приправа означали сладость будущей блаженной жизни. Были народные приметы на Крещенский сочельник: «Если в этот день метель, снег или поземка – быть урожаю», «Если снег погнет сучья на деревьях – будет хороший урожай, пчелы станут хорошо роиться», «Мало снега на ветвях деревьев – летом ни грибов, ни ягод не ищи».