К празднику
Популярные разделы
Скоро
Основы православия - праздники
Kаждый день богослужебного года посвящен воспоминанию какого-либо праздника или памяти святого (большинство дней имеют воспоминание не одного, а нескольких святых) или иконы Богородицы. По степени праздничности и торжественности богослужения праздники и празднования святых разделены Уставом на несколько типов. В Типиконе каждый тип службы обозначен специальным знаком (см. Праздников знаки).
Праздники великие —
1. Пасха, «праздников праздник».
2. Двунадесятые праздники.
Они делятся на подвижные и неподвижные.
Неподвижные:
Рождество Христово — 25 декабря (7 января),
Богоявление. Крещение Господне — 6 (19) января,
Сретение Господне — 2 (15) февраля,
Благовещение Пресвятой Богородицы — 25 марта (7 апреля),
Преображение Господне — 6 (19) августа,
Успение Пресвятой Богородицы — 15 (28) августа,
Рождество Богородицы — 8 (21) сентября,
Введение во храм Пресвятой Богородицы — 21 ноября (4 декабря),
Воздвижение Kреста Господня — 14 (27) сентября.
Подвижные:
Вход Господень в Иерусалим — последнее воскресенье перед Пасхой,
Вознесение Господне — на сороковой день после Пасхи,
Пятидесятница, или Троица — на пятидесятый день после Пасхи, то есть в седьмое воскресенье.
В церковном праздновании великих праздников следует различать дни предпразднства, попразднства, отдания праздника и самого праздника.
Днями предпразднства Церковь как бы пророчески предуказывает на день великого праздника, приготовляет верующих к достойной встрече его. Поэтому в дни предпразднства, наряду с молитвами и песнопениями вспоминаемым в этот день святым, Церковь предлагает молитвословия и песнопения в честь наступающего праздника. Все великие праздники имеют по одному дню предпразднства, за исключением Рождества Христова и Богоявления, из которых первый имеет 5 дней, а второй — 4 дня.
Дни попразднств составляют продолжение праздника. В эти дни, наряду с песнопениями праздника, Церковь вспоминает и прославляет участников события, вообще же — событие прошедшего праздника. Число дней попразднства простирается от одного до восьми дней. Последний день попразднства носит название дня отдания праздника и отличается от дней попразднства большей торжественностью богослужения, потому что последование этого дня во многом повторяет молитвословие и пение из последования самого праздника.
Богослужение в сам день двунадесятого праздника посвящается исключительно воспоминаемому событию. Внешняя сторона богослужения в двунадесятые праздники достигает особой торжественности. Священнослужители облачаются в светлые одежды, и богослужение совершается при полном освещении храма. Пению, как выражению радостного состояния, в день праздника отдается предпочтение перед чтением. Приличнейшим положением тела при молитве в эти дни Церковь считает стояние, и потому на некоторые праздники определенно запрещено коленопреклонение. Наконец, подчеркивая радость и торжество, Церковь ослабляет или вовсе отменяет в эти дни посты.
3. Великие праздники, не входящие в число двунадесятых:
Покров Пресвятой Богородицы — 1 (14) октября,
Обрезание Господне — 1 (14) января,
Рождество Иоанна Предтечи — 24 июня (7 июля),
День памяти свв. апостолов Петра и Павла — 29 июня (12 июля),
Усекновение главы св. Иоанна Предтечи — 29 августа (11 сентября),
а также праздники храмовые и местночтимого святого.
Kак и двунадесятые, эти великие праздники имеют всенощное бдение. Но последование этих праздников не посвящается целиком вспоминаемому событию, потому что на них к праздничному канону на утрене прилагается канон Богородице.
Помимо великих, праздники бывают средние и малые. Это дни празднования некоторых икон и дни памяти некоторых святых. Отличаются средние и малые праздники друг от друга степенью торжественности службы.