Тесты на определение леворукости




Тесты на определение леворукости

Существует, например, специальный тест, позволяющий выявлять левшей уже среди новорожденных детей. Называется он поза фехтовальщика, то есть когда левая рука вытянута вперед, а правая – прижата к туловищу. Если лежа на спине ребенок в течение первого месяца жизни принимает именно такую позу, значит, он левша. Такой тест дает вероятность около 85%.
Специалисты заметили, что сила, с которой ребенок сжимает кулачок в возрасте 17 дней от роду, различна на правой и левой руке.

Для того, чтобы предположить, праворук или леворук ребенок, достаточно иногда просто понаблюдать, какой рукой он больше жестикулирует.

Интересный подход к проведению исследования межполушарной ассиметрии предложен российским автором О.Б. Иншаковой. Метод позволяет определить не только ведущую руку, но и выявить степень леворукости (выраженная, слабая, амбидекстрия). Методика включает две серии проб. Первую группу составляют действия, которые практически всегда находятся под контролем родителей (ведь любая мама замечает, в какой руке ребенок держит ложку, ручку, ножницы). Эти пробы получили название «основных». Во вторую группу вошли действия, на выполнение которых родители почти никогда не обращают внимание. Им не приходит в голову контролировать, какой рукой ребенок поднимает с пола игрушку, стряхивает крошки со стола, машет на прощание рукой и т.д. Это «неосновные» пробы.

Основные способы определения ведущей ноги:

1. Закидывание ноги на ногу – ведущая нога при этом оказывается сверху.
2. Измерение длины шага – у ведущей ноги шаг длиннее.
3. Тест на отклонение от заданного направления. Ребенок с закрытыми глазами проходит 5 м. от начальной точки к цели (кругу), отклоняясь от заданного направления движения из-за различной длины шага на ведущей и неведущей ноге. Если траектория движения смещается больше чем на 1 м. право, значит ребенок имеет ведущую левую ногу.

Способы определения ведущего уха:

1. «Часы». Ребенку предлагают наклониться и послушать, как тикают часики, лежащие перед ним на столе. Он будет слушать тиканье ведущим ухом. По условию ребенок не должен брать часы в руки.
2. «Телефон». Тест аналогичен предыдущему, только изменился атрибут – вместо часов телефонная трубка.

Тесты на определение ведущего глаза:

1. «Подзорная труба». Ребенку предлагают посмотреть в подзорную трубу (свернутый в трубочку лист бумаги). Считается, что ребенок будет смотреть ведущим глазом.
2. «Лист с дырой». Ребенку дают лист бумаги с небольшим отверстием, просят держать его вертикально в вытянутых руках и смотреть через отверстие на лицо взрослого, стоящего на расстоянии нескольких метров. При этом виден ведущий глаз ребенка.
3. Проба Розенбаха. Ребенок стоит на расстоянии 3-4 м. от окна, в вытянутой руке держит карандаш и совмещает его взглядом с вертикальной линией оконной рамы. При закрывании ведущего левого глаза карандаш смещается влево, ведущего правого глаза – смещается вправо. При закрывании неведущего глаза карандаш остается на месте.

Тесты на определение доминирующего полушария:

Для того, чтобы начать тест, внимательно посмотрите на изображение, расположенное ниже. В какую сторону крутится девушка? По часовой стрелки или против? При доминировании левого полушария, у "логиков" девушка вращается вправо. При доминировании правого полушария, "эйдетиков художественного типа", девушка вдруг начинает вращаться влево. У амбидекстров - при наклоне головы в соответствующую сторону - то вправо, то влево!

Тесты на определение доминирующего полушария

Девушка крутится по часовой стрелке — доминирует правое полушарие головного мозга.

Девушка крутится против часовой стрелке — доминирует левое полушарие головного мозга.

Если же фигура попеременно вращается то в одну, то в другую сторону — это признак амбидекстрии, то есть, работы и правого и левого полушария мозга.

У некоторых такое переключение вращения силуэта происходит при наклоне головы вправо, затем влево, и наоборот.

У других - смена направления вращений отмечается при концентрации взгляда на лице, затем его расфокусировка, и наоборот.

Автор картинки: психофизиолог Nobuyuki Kayahara (Hiroshima, Japan)